Дополнение к инструкции по обеспечению режима секретности в рф

Это интересно

Содержание


  • Главная
  • Библиотека
  • Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы по защите государственной тайны

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы по защите государственной тайны

Документ находится под грифом секретно.

Типовая инструкция по обеспечению режима секретности при обработке секретной информации (по обеспечению безопасности информации) с использованием средств вычислительной техники, одобрена решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 09.10.2009 № 172. Документ находится под грифом ДСП.

Приказ Федеральной миграционной службы от 15 октября 2012 г. N 320
Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Решение Верховного Суда РФ от 3 октября 2012 г. N АКПИ12-1137 Об отказе в признании недействующим подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 2004 г. № 3-1

Обзор документа

Решение Верховного Суда РФ от 3 октября 2012 г. N АКПИ12-1137 Об отказе в признании недействующим подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 2004 г. № 3-1

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре Тихоновой А.Н.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Астафьевой Г.А. Чепурина Е.В. о признании недействующим подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. № 3-1, установил:

подпунктом 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. № 3-1 (далее — Инструкция), установлено, что работники, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну (по любой форме), обязаны согласовывать с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, выезд за границу.

Астафьева Г.А. и Чепурин Е.В. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного положения, ссылаясь на то, что приказами Управления Федерального казначейства по Оренбургской области их допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, был прекращен, служебный контракт с ними расторгнут и они уволены с государственной гражданской службы на основании пункта 8 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации, пункта 10 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации. Основанием для прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, послужил факт их выезда за пределы территории Российской Федерации без получения соответствующего разрешения руководителя организации. Требования заявителей о признании незаконным прекращения допуска к государственной тайне, восстановлении на работе решениями судов оставлены без удовлетворения. По мнению заявителей, подпункт 19 пункта 24 Инструкции, примененный судом при разрешении спора, нарушает право граждан, осведомленных о секретных сведениях (третья форма допуска) и не осведомленных о сведениях, составляющих государственную тайну, на выезд из Российской Федерации и противоречит пункту 1 статьи 15 и статье 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, статье 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 О государственной тайне.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации, уполномоченная представлять интересы Правительства Российской Федерации — заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указала, что оспариваемое предписание не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, поскольку не содержит положений, ограничивающих право на выезд из Российской Федерации лиц, имеющих третью форму допуска. Прекращение допуска к государственной тайне, расторжение служебного контракта и увольнение с государственной службы было осуществлено в отношении каждого заявителя как лица, которому необходимо было получить разрешение на выезд из Российской Федерации в связи с допуском к совершенно секретным сведениям (вторая форма допуска к государственной тайне).

В судебное заседание заявители, извещенные надлежащим образом, не явились, в поступившем заявлении Чепурин Е.В. просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Обсудив доводы заявителей, выслушав возражения представителей заинтересованного лица Чарыева М.Р. Тарнопольского О.Е. оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А. полагавшей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований.

Правительство Российской Федерации, реализуя нормативные положения статьи 114 Конституции Российской Федерации, статьи 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации, статьи 4 и 20 Закона Российской Федерации О государственной тайне, постановлением от 5 января 2004 г. № 3-1 утвердило оспариваемую в части Инструкцию.

Закон Российской Федерации О государственной тайне определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (абзац второй статьи 2); при этом предусматриваются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, — соответственно степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: особой важности, совершенно секретно и секретно (статья 8).

Кроме того, названный Закон Российской Федерации различает допуск к государственной тайне, которым признается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (абзац пятый статьи 2), и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну (абзац шестой статьи 2).

Соответственно трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, данный Закон Российской Федерации устанавливает три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан Российской Федерации: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным; при этом допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, и согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с данным Законом (части первая, третья и девятая статьи 21). Эти ограничения, согласно его статье 24, налагаются на должностных лиц и граждан, как допущенных, так и ранее допускавшихся к государственной тайне, и могут касаться права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.

Согласно Федеральному закону О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Федеральным законом (статья 2).

Определяя круг лиц, право которых на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено, статья 15 названного Федерального закона относит к ним граждан Российской Федерации, которые при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключили трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что с момента последнего ознакомления со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями срок ограничения, установленный в трудовом договоре (контракте) или в соответствии с данным Федеральным законом, не истек (абзац первый подпункта 1).

Таким образом, Федеральный закон О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию допускает ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в случае осведомленности не о любых сведениях, составляющих государственную тайну, а только о сведениях, отнесенных к категории особой важности или к совершенно секретным.

Обязанность согласования выезда за границу лиц, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, независимо от формы допуска и от наличия в заключенном контракте условия об ограничении выезда за границу Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, закрепленная оспариваемой нормой, не является ограничением права на выезд, которое законодатель связывает с осведомленностью лица о сведениях определенной степени секретности и заключением трудового договора (контракта), предполагающего временное ограничение права на выезд из Российской Федерации.

Требование о согласовании выезда, изложенное в данной норме, обусловлено выяснением характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, степени ее секретности, целей выезда и другими обстоятельствами, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения ограничения, предусмотренного подпунктом 1 статьи 15 Федерального закона О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, то есть в случае осведомленности работника о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях.

Следовательно, оспариваемое предписание не предполагает ограничение права на выезд из Российской Федерации гражданина, допущенного к секретным сведениям (третья форма допуска), а также не осведомленного о сведениях, составляющих государственную тайну, и в силу этого не противоречит названному Федеральному закону и статье 24 Закона Российской Федерации О государственной тайне, в которой содержатся общие положения о возможности ограничения прав граждан, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.

Необходимо также учитывать, что пункт 122 Инструкции устанавливает запрет на ограничение выезда в отношении работников, не осведомленных о сведениях особой важности и совершенно секретных сведениях, независимо от наличия у них допуска к государственной тайне и заключенного ими договора (контракта), допускающего временное ограничение их права на выезд из Российской Федерации.

Оспариваемая норма не предусматривает какой-либо обязательной процедуры и формы согласования выезда, необходимости сбора и оформления специальных документов, отсутствует в ней и перечень лиц, которые уполномочены давать разрешение на выезд. В связи с этим подпункт 19 пункта 24 Инструкции сам по себе не может расцениваться как устанавливающий разрешительный порядок выезда из Российской Федерации для граждан, допущенных к секретным сведениям (третья форма допуска). Неполучение согласования данной категорией работников не исключает возможности оформления ими документов на выезд из Российской Федерации в отличие от лиц, допущенных к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности, процедура согласования выезда которых регламентируется другими положениями Инструкции.

В отношении проходящих военную службу по контракту военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, имеет место специальное регулирование, как и в отношении работников со второй и первой формой допуска. Возможность выезда данной категории военнослужащих из Российской Федерации поставлена в зависимость от наличия разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 19 Федерального закона О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию).

Особый, разрешительный порядок выезда указанной категории военнослужащих связан с особенностями их правового статуса, обусловленного характером военной службы, что исключает вывод о противоречии подпункта 19 пункта 24 Инструкции приведенной норме вышеуказанного Федерального закона.

Трудовой кодекс Российской Федерации, определяя дисциплину труда как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 189), возлагает на работника обязанность соблюдать дисциплину труда и правила внутреннего трудового распорядка (статья 21).

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 3 и 5 части 1 статьи 15, пунктом 8 части 1 статьи 37 Федерального закона О государственной гражданской службе Российской Федерации.

Обязанность согласования выезда за границу работников, допущенных к государственной тайне (независимо от формы допуска), корреспондирует вытекающей из приведенных законоположений обязанности нанимающегося согласовывать свое поведение с порядком, установленным работодателем, или со служебным распорядком государственного органа. Виновное неисполнение данной обязанности может являться основанием для применения работодателем (представителем нанимателя) принудительных или карательных мер для поддержания этого порядка, в том числе прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и расторжения трудового договора (служебного контракта), если исполнение трудовых (должностных) обязанностей требует допуска к таким сведениям.

Правовое регулирование, осуществляемое оспариваемой нормой, направлено на обеспечение добросовестного исполнения работником своих трудовых (должностных) обязанностей, согласование взаимных прав и интересов сторон трудового договора (служебного контракта) и не может рассматриваться как ограничение права в аспекте, указанном заявителями.

Таким образом, положение подпункта 19 пункта 24 Инструкции, предписывающее работникам, имеющим допуск к государственной тайне и принявшим на себя обязательства перед государством по неразглашению доверенных им сведений, согласовывать выезд за пределы Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, действующему федеральному законодательству не противоречит, прав и свобод заявителей не нарушает.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления Астафьевой Г.А. Чепурина Е.В. о признании недействующим подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. № 3-1, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.


Судья Верховного Суда РФ

Организация и обеспечение режима секретности в частях и учреждениях Минобороны России

Учебная дисциплина: Управление подразделениями в мирное время Организация и обеспечение режима секретности в частях и учреждениях Минобороны России ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени А.Ф.

МОЖАЙСКОГО Кафедра организации повседневной деятельности и боевой подготовки У Ч Е Б Н Ы Е В О П Р О СЫ: 1.

Разработка секретных документов.

Определение грифа секретности.

Порядок работы с секретными документами (изделиями).

Учёт и проверка наличия секретных документов.

Ответственность за разглашение сведений и утрату документов, содержащих государственную тайну.

Л и т е р а т у р а: Основная:1.

Управление подразделениями в мирное время.

Основы защиты государственной тайны.

Дополнительная: 1.Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г.

N 5485-I О государственной тайне.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приказ Министра обороны Российской Федерации 2005 г.

№ 010 (Инструкция по обеспечению режима секретности в режимных частях и учреждениях Вооруженных Сил).

Приказ Министра обороны Российской Федерации 2013 г.

№ 046 (Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах Российской Федерации).

Приказ Министра обороны Российской Федерации 2013 г.

№ 011 (Руководство по защите информации от несанкционированного доступа в Вооруженных Силах Российской Федерации).

6.Временная Инструкция по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Утверждена Министром обороны Российской Федерации 19 августа 2009 г.

Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993г.

N 5485-1 Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Он определяет, какие сведения составляют государственную тайну, их защиту в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Настоящий закон состоит из: Преамбула Раздел I.

Общие Положения Раздел II.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну Раздел III.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание Раздел IV.

Рассекречивание сведений и их носителей Раздел V.

Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну Раздел VI.

Защита государственной тайны Раздел VII.

Финансирование мероприятий по защите государственной тайны Раздел VIII.

Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны ПЕРВЫЙ У Ч Е Б Н Ы Й В О П Р О С Разработка секретных документов.

Определение грифа секретности.

Требования, предъявляемые к порядку разработки секретных документов: Листы бумаги, рабочие тетради, бланки, кинофотоплёнки, магнитные плёнки и другие материалы, на которых разрабатываются секретные документы, должны быть предварительно учтены в секретном органе.

Делать секретные записи, зарисовки, рисунки и т.п.

в личных блокнотах, записных книжках, неучтённых рабочих тетрадях (на листах бумаги, бланках и т.п.) ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Разработка секретных документов осуществляется только в служебных помещениях.

Не допускается необоснованное завышение или занижение грифов секретности разрабатываемых документов.

Определение грифа секретности Гриф секретности- реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на нем и (или) в сопроводительной документации.

Всем документам. изделиям и работам, содержащим государственную секретность и подлежащих охране соответствующим законодательством или по распоряжению директивных органов государственного и военного управления, в зависимости от степени их секретности устанавливаются следующие грифы:? Особой важности;? Совершенно секретно;? Секретно.

Гриф «особой важности» означает наивысшую степень секретности и присваивается строго ограниченной группе документов, изделий и работ, содержащих сведения государственной важности и составляющих особую охраняемую государственную тайну..


Гриф «совершенно секретно» распространяется на группу документов, изделий и работ, содержащих сведения, составляющих государственную тайну.

Эта группа документов по своему содержанию охватывает примерно те же проблемы, что и документы с грифом «особой важности».

Однако по объему и ценности данных они стоят на категорию ниже особо важных.

Гриф «секретно» устанавливается для документов, изделий и работ, содержащих сведения военного характера, не являющихся государственной тайной.

Секретные сведения составляют служебную (военную) тайну, которая директивными органами военного управления запрещена оглашению.

Ответственность за правильное определение степени секретности сведений и присвоение грифа секретности их носителям несут исполнители (разработчики) и лица, подписывающие или утверждающие соответствующие документы.

Гриф секретности носителя, содержащего сведения разной степени секретности, присваивается по наивысшей из них.

Гриф «Для служебного пользования» — специальный ограничительный для несекретных, но содержащих определенную служебную информацию, документов и изделий, в целях :исключить бесконтрольного пользование ими;

не допустить утечки сведений, содержащихся в этих документах (изделиях).

ВТОРОЙ У Ч Е Б Н Ы Й В О П Р О С Порядок работы с секретными документами (изделиями).

Учёт и проверка наличия секретных документов.

Порядок работы с секретными документами (изделиями) Работа с секретными документами осуществляются только в служебных помещениях.

• При работе с секретными документами исполнители должны иметь на столе только те документы, которые необходимы в данное время.

Остальные документы должна находиться в секретных папках.

На столе не должно быть посторонних бумаг. книг, газет и т.п.

• Оставлять секретные документы и рабочие папки, даже опечатанными, на столах, в незакрытых сейфах, под присмотр другим лицам без расписки не разрешается .

При временном выходе из рабочей комнаты разрешается передавать рабочую папку в опечатанном виде другому исполнителю под расписку в реестре или книге выдачи рабочих папок.

• Открывать окна во время работы с секретными документами можно только в том случае, если они оборудованы сетками и если исключается возможность просмотра документов и подслушивания разговоров, ведущихся в рабочей комнате.

• После завершения работы исполнитель обязан проверить наличие всех секретных документов, согласно описи .

По окончании работы секретные документы в опечатанных рабочих папках сдаются исполнителями в секретный орган.

• брать секретные документы на квартиры, в командировки, а также выносить их без разрешения соответствующих начальников из помещений штабов (учреждений);

• передавать секретные документы кому бы то ни было или брать их без разрешения и оформления под роспись в реестре.

Учет и хранение секретных документов Система учёта секретных документов Секретные документы, поступившие в штаб (учреждение), разработанные для отправки или внутреннего пользователя, подлежат обязательному учёту.

Цель учёта — обеспечение сохранности документов, ведение справочной работы, осуществление контроля за исполнением и наличием секретных документов.

Применяются следующие системы учёта документов:

• Основными являются журнальная и карточная система учёта.

В настоящее время все более широкое применение получает карточная система учёта, особенно в частях и учреждениях с большим документооборотом.

Хранение секретных документов

• В рабочей папке (портфеле) исполнители хранят документы, числящиеся за ними.

• Рабочие папки должны быть изготовлены из прочного материала, быть всегда исправными, иметь внутренние клапаны и сплошной сгиб, исключающие возможность изъятия документов без нарушения оттиска печати.

Они должны быть приспособлены для опечатывания и обеспечивать полную сохранность документов.

• Портфель рекомендуется опечатывать двумя печатями с боков.

• На каждой рабочей папке (портфеле) наклеивается табличка, в которой указываются номер рабочей папки, фамилия и инициалы владельца, номер печати, которой она опечатана.

Номер рабочей папки может соответствовать номеру печати исполнителя, что позволяет быстро проверить правильность опечатывания папок при приёме их на хранение.

• Опечатанные рабочие папки исполнители сдают на хранение в секретный орган по жетонам или под расписку в книге выдачи рабочих папок.

Жетоны изготавливаются из плотного картона.

В них указываются номер папки, фамилия и инициалы владельца, расписка исполнителя и начальника секретного органа.

Жетоны могут изготавливаться с фотографиями исполнителей.

• Секретный орган обязан ежедневно контролировать возвращение рабочих папок исполнителями.

Контроль за их возвращением осуществляется по описям в сейфах и имеющимся жетонам.

Хранение секретных документов Секретные документы должны храниться в сейфах, металлических шкафах и ящиках.

Совершенно секретные и секретные изделия, схемы, материалы и рабочие папки исполнителей могут храниться в обитых металлом деревянных шкафах или на открытых стеллажах в специальных хранилищах, если за хранилище в целом отвечает один человек.

В частях и учреждениях все сейфы, в которых постоянно или временно хранятся секретные документы, а также ключи от них и рабочие папки исполнителей должны быть учтены в секретном органе и закреплены за ответственными лицами.

Проверка наличия секретных документов Виды проверок наличия секретных документов ежедневные;


Каждый исполнитель обязан ежедневно перед окончанием работы проверить наличие числящихся за ним по описи (Ф.7) секретных документов.

В учебных заведениях в конце занятия командир учебной группы докладывает преподавателю (начальнику курса или курсовому офицеру) о наличии секретных документов у всех курсантов группы.

Такой контроль повышает чувство ответственности, позволяет немедленно устранять недочёты, облегчает розыск документов в случае обнаружения их недостатка.

Еженедельные проверки проводятся командирами подразделения, начальниками отделов (служб), их заместителями или уполномоченными ими лицами у личного состава подразделения, отдела (службы).

Проверка проводится в день установленный начальником служб штаба (учреждения).

Перед проверкой начальник отдела (службы) должен взять в секретном органе точные данные о числящихся за каждым подчинённым ему исполнителем документов, после чего проверить их наличие путём сличения этих данных с записями в описях исполнителей с обязательным представлением документов.

• О результатах проверки в описи под последней на день проверки записью проверяющий делает отметку, например: «Документы в наличии» после чего ставит дату и свою подпись.

• Проведение еженедельных проверок даёт возможность начальнику лично следить за наличием секретных документов и в случае обнаружения недостачи какого-либо документа принять необходимые меры по его розыску.

Ежеквартальные проверки дают возможность начальнику штаба (учреждения) знать не только о наличии секретных документов, но и о всех нарушениях в учёте, хранении и обращении с секретными документами со стороны отдельных исполнителей и принимать по этим случаям необходимые предупредительные меры.

Проверки проводятся личным составом секретных органов.

Кроме наличия документов, работники секретного органа обязаны проверить правильность хранения и пользования ими в процессе исполнения, своевременность и полноту учёта, порядок передачи документов на доклад начальникам и другим исполнителям, порядок на рабочем месте, сейфе, наличие еженедельных проверок .

Отметка о ежеквартальной проверке делается таким же образом как и при еженедельных проверках Годовые проверки.

По окончании года, специальными внутренними комиссиями проводится проверка наличия всех секретных документов и изделий независимо от того, где и у кого они находятся и от времени их поступления, а так же состояния режима секретности.

Комиссия по проверке назначается приказом по части, под председательством заместителя начальника штаба.

Работники секретного органа в состав комиссии не включаются.

Все члены комиссии на время проверки освобождаются от выполнения своих прямых служебных обязанностей.

В ходе проверки проверяются состояние работы по обеспечению сохранения государственной и военной тайны, организация работы секретного органа, пропускного режима, порядок учёта, хранения, размещения секретных документов и обращение с ними.

По окончании проверки и обобщении всего материала составляется акт.

В конце акта комиссия излагает свои выводы и предложения по устранению отмеченных недостатков.

Результаты проверки объявляются в приказе по воинской части (учреждению).

Командиры и начальники штабов частей (учреждений) принимают немедленные меры к устранению выявленных комиссией недостатков и представляют в вышестоящий штаб письменные отчеты о состоянии режима секретности по установленной форме.

ТРЕТИЙ У Ч Е Б Н Ы Й В О П Р О С Ответственность за разглашение сведений и утрату документов (изделий), составляющих государственную тайну.

Все военнослужащие, допущенные к секретным документам (изделиям), несут личную ответственность за сохранение доверенных им по службе тайн.

• Разглашение государственной тайны является тяжким преступлением и карается в уголовном порядке.

При этом любой случай разглашения государственной тайны является преступлением, не зависимо от того, произошло ли это умышленно, либо непреднамеренно.

• Разглашением тайны являются такие действия, в результате которых составляющие эту тайну сведения стали достоянием не допущенных к ним лиц.

Практика показывает, что неумышленное разглашение тайны является следствием проявления личной недисциплинированности, халатности, болтливости, беспечности, благодушия и других подобных пороков, а также отсутствие должного воинского порядка в части (учреждении).

Чаще всего сведения разглашаются:

• при нарушении правил пользования техническими средствами связи,

• в ходе публичных выступлений на различного рода собрания (конференциях, сборах и т.п.),

• в личной переписке, в беседах с родными, знакомыми,

• при разговорах в общественных местах,

• в случаях нарушения требований к открытому опубликованию материалов в печати, в передачах по радио и телевидению.

Уголовный Кодекс РФ ст.283: 1.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну лицом, которому она была доведена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены– наказывается арестом на срок от 4 до 6 месяцев либо лишением свободы на срок до 4- х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.» Уголовный Кодекс РФ:

• Особо суровое наказание предусмотрено законодательством в отношении лиц, умышленно выдающих государственную тайну иностранному государству, его представителям или агентуре.

Выдача тайны расценивается одинаково, в какой бы форме она не совершена: устно, письменно, путем передачи фотографии, чертежа, образца вооружения и т.п.

• Такие действия рассматриваются как измена Родине, согласно ст.

275 Уголовного Кодекса РФ.

Для них определяется наказание– лишение свободы на срок от 12-ти до 20-ти лет с конфискацией имущества или без таковой.

• Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Ответственность военнослужащих за утрату документов, содержащих государственную тайну определена в ст.284 Кодекса: Утратой документов, содержащих сведения военного характера, составляющие государственную тайну, признаются такие случаи, когда в результате нарушения установленных правил обращения с документами или предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, постоянно или временно выходят из владения военнослужащего, которому они доверены, и становятся или могут стать достоянием посторонних лиц.

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий. — наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо арестом на срок от 4-х до 6-ти месяцев, либо лишением свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

Государственная измена Шпионаж Выдача гостайны Собирание, похищение, хранение, передача сведений, содержащих гостайну Лишение свободы сроком на 10-20 лет Уголовная ответственность за разглашение сведений и утрату документов, содержащих гостайну Разглашение гостайны Предание огласки или распространение сведений, содержащих гостайну Передача сведений, составляющих гостайну Тяжкие последствия утраты документов, содержащих гостайну Лишение свободы сроком от 4 месяцев до 3 лет Утрата документов, содержащих гостайну Секретно Сов.

Секретно Особой важности Вся многоплановая деятельность части (учреждения) должна быть ориентирована на поддержание постоянной бдительности и строгое соблюдение установленных норм режима секретности, что является органической составной частью всей повседневной деятельности.

Вместе с тем, поддержание надлежащей защиты сведений, составляющих государственную тайну, предполагает не только воспитательные, но и карательные меры воздействия.

онлайн

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *