Как сделать своими руками макет рельс для железной дороги

Это интересно

Содержание


Хочу железную дорогу

Cайт RailModel сделан с прицелом на тех, кто задаёт себе вопросы « Как мне выбрать что купить? ». а также «Чем мне это грозит?». Ведь мало кто просто с бухты-барахты решает «А не заняться ли мне коллекционированием железнодорожных моделей и строительством макета». К этому обычно нужен толчок. Есть конечно люди, отдающие этому увлечению всего себя, и занимающиеся железнодорожным моделизмом с детства (или раннего юношества), но они не являются адресатами этого сайта. Они знают про модельные железные дороги в разы больше, чем здесь написано, и давно определились со своими предпочтениями.

Сайт сделан для тех, кто случайно нашел в пыльном углу ГДР-овскую железную дорогу и сложил на полу рельсы для ребенка. Или, к примеру, для тех, кто опрометчиво подарил отпрыску на день рождения большой и красивый стартовый набор с паровозом и тремя-четырьмя вагончиками. А теперь регулярно терроризируется дитём, которое хочет второй круг рельсов и ещё пассажирский вагон. Также сайт будет полезен для тех, кто задумал подарить ребенку стартовый набор железной дороги, и желает заранее знать, на что ему ориентироваться при выборе, и какое развитие может получить это увлечение.

Разумеется, в большинстве случаев всё заканчивается банально и спокойно, — гонять паровоз по овалу однажды надоедает (или паровоз не выдерживает детского натиска), и железная дорога отправляется в дальний угол чулана. Но и до этого момента, кое-какие условия необходимо иметь ввиду. В квартире должно быть место для того, чтобы разложить тот самый рельсовый овал и никому не мешать. Обычно, на стартовых наборах указан размер пространства, которое занимают пути. Обратите на это внимание. Однако, нередки случаи, когда покупка стартового набора ведёт к продолжению банкета. И чаще всего, продолжателями становятся родители. Железнодорожный моделизм – хобби недоигравших взрослых, которые просто часто делают вид, что всё это продолжается исключительно ради детей.

В любом случае, нужно знать несколько моментов:

Даже если вы прекрасно разбираетесь в электротехнике, можете сделать точную копию Кремля из спичечных коробков и готовы крутить деревья из проволки, всё равно это хобби будет дорогостоящим. Вагон дешевле 20 долларов и локомотив дешевле 150 долларов – редкость. Хороший рельсовый материал тоже стоит недешево, равно как и склейки домов, системы управления, цифровые декодеры и многое другое, что своими руками делать крайне затруднительно.

Увлечение это требует наличие достаточного свободного пространства . Есть конечно те, кто собирает модели «под полку» и получают от своей коллекции удовольствие. Но купить за несколько сотен долларов локомотив, предназначенный для движения по рельсам, и никогда его не видеть в движении – это очень обидно. Для типоразмера H0 минимальным габаритом считается 1 на 1,3 метра, но сделать что-то интересное на пространстве менее чем 1,1х2 метра – затруднительно. Для типоразмера ТТ минимальным габаритом можно считать 0,6 на 0,85 метра, а для типоразмера N – 0,45 на 0,65 метра.

Железнодорожный моделизм, даже при покупке 90% составляющих макета готовыми, требует времени. скурпулезности, готовности подолгу ждать заказа отдельных составляющих, или изучения различных информационных материалов. Время требуется не только на саму разработку и создание макета, но и на изучение больших массивов информации и чужого опыта. Также обязательным условием является большой запас терпения.

Но если вы всё-таки решитесь двигаться от первого овала на полу к макету, то вас ждет масса удовольствия. А для вашего ребенка такое совместное хобби и даже самый простенький «плоский» макет станет предметом огромной гордости.

МОДЕЛЬ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

он дает сигнал и останавливается. Потом снова трогается в путь. Минует зеленый сигнал светофора, выходит на запасный путь и останавливается, уступая дорогу встречному составу.
даже игрушечной, — дело не одного дня. Начать можно с одной колеи, пары стрелок и двух-четырех светофоров, а потом постепенно удлинять пути, расширять железнодорожный узел, увеличивать подвижной состав.
расскажем, как сделать электровоз, шпалы, рельсы, электрогудок, светофор, шлагбаум. Уверены, что в дальнейшем вы расширите круг автоматики, сумеете подобрать схему, чтобы ваш электровоз самостоятельно останавливался около станции, чтобы перед красным сигналом светофора действовал автостоп. Ничего не говорим мы и о постройке станционно-инженерных сооружений. Надеемся, что с макетами вы тоже справитесь сами.
электрики, художники — дело найдется всем. Конструкторы, например, займутся созданием подвижного состава; путейцы — постройки железнодорожного полотна; строители — возведением станционных построек, депо, тоннелей; связисты — проведением контактной сети, изготовлением светофоров, шлагбаумов.
построенную кружковцами СЮТ Бабушкинского района Москвы под руководством Семена Ефимовича Кокорева.


но достаточно мощный электродвигатель однофазного тока с напряжением не более 36 В. Он включается в сеть через понижающий трансформатор. Подбирая двигатель, вы должны учитывать размеры модели, чтобы он свободно в ней разместился.
подумайте о системе передачи. Это может быть редуктор с коническими и цилиндрическими шестернями или колками от струнных музыкальных инструментов — гитары, балалайки и др.

который изображен на нашем схематическом чертеже, собран из червячной и конической зубчатых передач. Более простой вариант показан на рисунке тележки. Здесь нет конической передачи, а червячная непосредственно связана с электромотором резиновой трубкой. Вместо трубки можно применить спиральную пружину или передачу типа карданного вала.
модель электровоза состоит из электрической и механической частей. Электрическую часть составляют тяговый электродвигатель, реверсивное устройство и схема электроосвещения. К механической части относятся кузов, рамы тележек, колесные пары, редуктор и передаточное устройство. На крыше электровоза устанавливается токосъемник-пантограф.

заготовьте болванку из бруска дерева любой породы размером 310х61х61 мм. Теперь вам легко будет придать правильную форму кузову и последовательно его обработать.
вырежьте прямоугольник размером 362х185 мм. Выпрямите его деревянным молотком и, пользуясь чертежными инструментами, произведите разметку. Двери и боковые окна (их 14) аккуратно вырубите маленьким зубилом на ровной металлической пластине или высверлите на сверлильном станке либо ручной дрелью. Опилите точно по намеченным линиям (рамкам) личным напильником, зажав заготовку между двумя ровными пластинами в тисках. Обработайте их. Потом вырежьте ножницами передние окна и лобовые проемы для прожекторов. Просверлите четыре отверстия диаметром 8 мм для фар и два отверстия диаметром 6 мм для пантографа. Зачистите их и приступайте к формированию кузова на болванке. Передние швы пропаяйте.
припаяйте к нему спереди пластину как простенок между окнами, планку для номера и проволоку диаметром 0,5-0,8 мм из красной меди вдоль всего кузова. Она не только подчеркнет его форму, но и укрепит его.
приведенным на рисунке справа.
внутри которой находится электролампочка. Трубка свертывается из полоски жести (30х40 мм) на металлической оправке — круглом стержне, а потом обкатывается между двумя ровными металлическими пластинами. Чтобы укрепить прожектор на кузове, вам придется изготовить из кусочка жести еще угольник (40х61 мм), припаять сначала к нему трубку, а потом все вместе — к лобовой части кузова.
вклеенного клеем БФ-2.
как и настоящий электровоз, движется на тележках. Их две. Они абсолютно одинаковы. Каждая состоит из рамы, трех колесных пар и осей. Наиболее сложная часть тележки — ее рама, на которую крепятся путеочистители и другие детали. Все детали рамы изготовляются из стали толщиной 1,5-2 мм по размерам, указанным на чертежах. Вначале надо выпилить из стали четыре заготовки. Потом одну из них разметить, сложить ее с тремя остальными, скрепить их на время вместе и, зажав в тиски, по первой, как по шаблону, все обработать.
пластины надо разъединить и каждую загнуть с двух сторон на 15 мм, затем просверлить отверстия с одной стороны под резьбу М4, а с другой — М6, нарезать резьбу и зачистить пластины.
соберите раму. Следите, чтобы все ее части прилагали друг к другу плотно и без перекосов, а шкворневая балка была подвижно.
но в крайнем случае их можно собрать из двух частей: трубки с внутренним диаметром 4,2 мм и хорошо выпрямленной проволоки или гвоздя диаметром 4 мм, длиной 50 мм.
либо отливаются в специальной форме, которую делают на токарном станке из стали, бронзы, алюминия. При отливке форма должна быть сухой и теплой, тогда металл хорошо заполнит ее. Стержень, оставшийся после отливки колеса, опиливают начисто, а с обратной стороны в колесе по центру просверливают отверстие диаметром 4 мм для оси. Понятно, это работа непростая, требует навыков. Поэтому ее надо поручить более опытным ребятам.
соберите тележку и проверьте, свободно ли передвигается она по рельсам, не бьют ли колеса. Оси колесных пар должны располагаться строго перпендикулярно по отношению к боковым пластинам, а колеса плотно касаться головок рельсов.
проходящим сквозь отверстия в шкворневой балке и основании.
о которых мы вам рассказали, могут быть основой для вагонов различных назначений: почтовых, товарных, пассажирских. Макеты самих вагонов сделайте из бумаги или металла. Склеивайте их на болванке.

он свободно должен скользить по контактному проводу, передавая ток к электродвигателю. При небольшом нажатии он должен легко опускаться и подниматься.
которая делается из полоски красной меди или латуни длиной 65 мм, шириной 10 мм и толщиной 1 мм. Ее обрабатывают по чертежу, загибают желобом на круглом стержне и зачищают личным напильником.
длиной 55 мм и с одного конца на длину 25 мм нарезают на ней резьбу. Потом стержень загибают и припаивают к верхнему шарниру.
длиной 10 мм. В муфту должен входить стержень, поэтому ее внутреннее отверстие должно быть равно диаметру стержня, то есть 3 мм.
сгибая их на проволоке диаметром 1 мм.
наматывая ее виток к витку на шарниры и пропаивая, Верхний шарнир припаивают к лыже, а нижний крепят к подставке муфтой. Один конец стержня припаивают к верхнему шарниру, а второй проходит через муфту.

сколоченный из реек и фанеры. Размер его может быть примерно 3000х500х120 мм или больше. Это зависит от площади помещения. Роль балласта выполняют деревянные бруски, на которые укладывают шпалы. К шпалам крепятся самодельные рельсы.
смажьте его жидким столярным клеем и присыпьте песком, просеянным сквозь мелкое сито. Когда клей высохнет, излишки песка стряхните. Можно поступить и иначе: покрасить подрамник краской. Разумеется, предварительно его нужно прошпаклевать, зачистить шкуркой.
работу можно упростить. Возьмите лист фанеры, разметьте его по размеру шпал и разрежьте ножовкой с мелкими зубьями, потом зачистите все неровности драчовым напильником и наждачной бумагой и выкрасьте масляной краской или тушью в черный цвет.
на другом — такие же выемки, но вместо паза выступ. Получится приспособление вроде пуансона и матрицы. В выемке штампуется головка рельса (см. рисунок ниже). Для модели, выполненной в масштабе 1. 50, используется выемка 3,5 мм, а для модели 1:100 — 2,5 мм.
проведите осевую линию, сложите. Внутрь вложите проволоку диаметром 2,5-3 мм — для головки рельса, обожмите кусачками и теперь закладывайте в штамп. Зажмите штамп в тиски, и вы получите ровный по всей длине рельс с хорошей головкой и шейкой.
развальцуйте его основание отверткой в разные стороны и выровняйте киянкой.
укрепив ее на двух гвоздиках, временно вбитых в первую и последнюю шпалы. Рельсы укладывайте и прибивайте точно под этой ниткой. При этом они не должны ни задевать ее, ни оттягивать в сторону.
закрепите гвоздями и по обеим сторонам от него проложите рельсы. Вы увидите, как ровно они уложатся, а расстояние между ними будет точным по всей длине — равно 32 мм между головками.
которые вставляются в головки рельсов. Стыки рельсов должны приходиться на середину шпал.
испытайте на нем локомотив и приступайте к постройке следующего участка.
прикрепленными к подрамнику.
вы построили железнодорожное полотно, уложили шпалы, рельсы. Теперь надо установить опорные мачты и натянуть контактный провод.

зачистите шкуркой и подгоните под него нижнюю часть мачты.
на которой крепится контактный провод, вы можете сделать из любой проволоки диаметром 2-3 мм. Не забудьте навить пружину, как показано на рисунке, для этого возьмите гвоздь диаметром 2 мм, зажмите его в тиски и обвейте вокруг него спираль высотой 10-12мм. Подвеска готова. К опорной мачте она крепится через кронштейн и, кроме того, для большей прочности подтягивается струной — обычной ниткой или тонкой проволокой.
о которых мы только что вам рассказали, и опорный провод. Он укрепляется над контактным проводом и соединяется с ним проволочными растяжками.
подвесные провода в нескольких местах имеют разрыв и соединены разъемами — двумя металлическими пластинами: к одной припаивается контактный провод, к другой — опорный. Пластины снабжены замком — на одной сделаны вырезы, на другую напаяны заклепки. Благодаря этому пластины легко и быстро разъединяются.
выкрашенные гуашью в зеленый цвет. Их просеивают через сито на планшет, смазанный столярным клеем, олифой или масляным лаком.
поролона или жгута медной проволоки. Жгут складывают пополам и скручивают на расстояние ствола, а для веток проволоку разъединяют. Чтобы дерево зазеленело, его обмакивают, в жидкий клей, дают ему стечь и обсыпают крону мелко нарезанной крашеной папиросной бумагой.

установить стрелки, светофор, шлагбаум, тогда без центрального пульта не обойтись.
видно из рисунка. Это обычный ящик, на передней панели которого рисуется план действующего макета. Внизу располагаются тумблеры для включения электровоза, светофоров, перевода стрелок.
2-й — для стрелок, 3-й — для электровоза, 4-й — для освещения станции и 5-й — для контрольных лампочек, сигнализирующих о подходе электровоза к станции.


какой электродвигатель установлен на модели электровоза. Обычно для питания малогабаритных электродвигателей требуется ток напряжением от 5 до 36 В. Желательно, чтобы трансформатор имел выводы, позволяющие снимать напряжение на 3-4 В выше и ниже основного, на которое рассчитан двигатель. Это даст возможность увеличивать или уменьшать скорость движения модели.
на какое напряжение они рассчитаны и какое напряжение подается на модель. В зависимости от этого соединение может быть параллельным или последовательным.
так и переменный ток. Источником питания постоянного тока могут быть плоские батареи на 3,5 В, щелочные аккумуляторы на 1,5 В, автомобильные аккумуляторы на 12 В. Для получения переменного тока используются понижающие трансформаторы.
то вы можете применить выпрямительный мостик из четырех диодов.
необходимо соблюдать правила техники безопасности: не касаться руками ни рельсов, ни контактного провода.

главный их элемент — соленоидная катушка с железным сердечником. Когда по проводникам соленоида течет ток, в катушке образуется магнитное поле, железный сердечник с силой втягивается и передвигает перо стрелки. Соленоидные катушки находятся под напряжением всего доли секунды, при переключении они сами себя выключают, поэтому есть полная гарантия, что катушки никогда не сгорят.
что ее перья сами собой отходить не могут. Их четко фиксирует специальный поворотный крючок — водитель 6.
внимательно разберитесь в чертежах. Подберите соответствующий материал. При сборке особое внимание обратите на работу соленоида — сердечник должен без напряжения, свободно перемещаться внутри катушек. Для этого надо правильно подобрать и отрегулировать пружину.
а перо стрелки — на полотне. Перо стрелки — это металлическая пластинка (200х24 мм) с двумя припаянными отрезками рельсов. Оно крепится в одной точке, на шарнире.
который проходит через сердечник электромагнита. В зависимости от того, в какую сторону нам надо переключить стрелку, мы нажимаем соответствующую кнопку пульта. Срабатывает электромагнит, и водитель перемещает вправо-влево перо стрелки.
то другой контакт красных и зеленых светофоров.
чтобы ваш электровоз останавливался перед красным светофором, воспользуйтесь схемой, которая добавлена в электромонтажную (справа).
что тележки подвижного состава должны легко и свободно вписываться в кривые стрелок, поэтому эти кривые должны иметь большой радиус (см. рисунке к разделу Железнодорожный путь).

как и в механизме перевода стрелок, главную роль играет соленоидная катушка, расположенная под полотном дороги. А наверху, на участке перед шлагбаумом и после него, в двух местах, на расстоянии 150-200 мм часть рельса разрезается. К этому изолированному участку рельса подводится один конец соленоидной катушки. А второй подсоединяется к клеммам воздушной контактной сети. Когда модель электровоза подъезжает к переезду, его колеса замыкают цепь питания соленоида. Он втягивает сердечник, коромысло перемещается, и рычаг поворачивает планку шлагбаума. Переезд закрывается, а на светофоре, стоящем рядом, вспыхивает красный сигнал. Посмотрите на рисунок, и вы увидите, что в крайних положениях коромысла через соответствующий контакт подается питание на красную или зеленую лампочку светофора.
3-0,4 мм. Намотку изолируйте изоляционной лентой, а концы на длине 150-200 мм оставьте свободными.
зачистите все неровности, согните на болванке, пропаяйте продольный шов и зачистите его напильником.
а длина оси кронштейна — 60 мм. Детали между собой скрепите тонкой медной проволокой и хорошо пропаяйте.
два других, которые идут от электролампочек. к коромыслу, припаиваются к двум латунным контактам — тонким пластинам размером 70х5х0,2 мм. Одна из них — для красного сигнала, другая — для зеленого.
которая рассчитана на 8-12В, и светофор с двумя электролампочками для карманного фонаря на 3,5 В. Катушка и светофор включаются в общую схему макета параллельно.

а скрыт под полотном, где вся автоматика, но тем не менее он хорошо имитирует настоящий сигнал.
на которую можно установить диффузор.
как видно из рисунка, по центру сверлится отверстие для сердечника электромагнита. Мембрана вырезается из жести, сгибается по чертежу и крепится к основанию. Зазор между мембраной и головкой магнита подбирается экспериментально.
тем чище получите звук сигнала. Хороший эффект дает регулировка с помощью деревянных подкладок — обычных маленьких спичек. Резкость исчезает, звук становится более мелодичным.
3-0,4 мм до заполнения и сверху изолируется изоляционной лентой.
а второй припаивается к изолированному участку рельса.
где к обесточенному рельсу припаян один конец катушки, он своими колесами замыкает цепь питания электромагнита. Электромагнит начинает колебаться (50 колебаний в секунду) и приводит в движение мембрану. Ока издает звук, похожий на сигнал электровоза.

как и на большей железной дороге, светофоры переключаются автоматически. Они связаны, как уже говорилось, с работой стрелок или шлагбаумов. Одновременно с электромеханическим переводом стрелок происходит переключение контактов светофора (см. схему на рисунке к разделу Стрелки).
очевидно, нет смысла. Хочется лишь заметить, что лучше делать корпус светофора из жести — она хорошо гнется и паяется.
где должны быть лампочки, сделайте отверстия. Сначала по разметке накерните эти места, потом просверлите сверлом отверстия диаметром 8,5 мм и распилите круглым напильником.
о котором уже говорилось в этом выпуске.
соберите и смонтируйте светофор. Выводы электролампочек припаяйте к контактам. После сборки и монтажа электрических соединений обязательно проверьте работу устройства.

В. Скумпэ, Ю. Чесноковым, А. Матросовым, Н. Кирсановым по эскизам С. Кокорева.

приложение к журналу Юный Техник ЮТ для умелых рук, 5-1981

Если у Вас есть фотографии, рисунки или материалы о железных дорогах и Вы хотите поделится ими для размещения на сайте, то присылайте их на e-mail: ukrtrains@narod.ru

Как сделать макет железной дороги своими руками

Игрушечные железные дороги неотъемлемо ассоциируются с детством. У многих из нас в юном возрасте когда-то была пластмассовая или железная сборная модель железной дороги. А те, кто мог похвастаться моделью зарубежного производства, считались счастливчиками.


В наше время хобби игрушечных железных дорог выросло в крупную отрасль моделирования.

К главным атрибутам колее и локомотиву с вагончиками, добавились деревья, дома, дороги, машины, рельефное окружение. А стол с полноценным макетом железной дороги, со множеством деталей и мелочей это уже настоящее искусство.

За рубежом подобные изделия стоят от 2 тысяч долларов, мы же в этой статье расскажем, как сделать полноценный макет игрушечной железной дороги своими руками.

Для макета вам понадобится место. В идеале это должен быть отдельный стол, но можно обойтись и небольшим столиком, или просто отгороженной площадью на любой подходящей поверхности. Все зависит от вашего желания и размаха. Я рекомендую начать с небольшого места например, части стола, и потом уже, если вдохновитесь, делать большой макет. Лучше начать с малого, чем сразу взяться за большой объем работы и бросить на полдороги.

То, без чего не получится сделать макет железной дороги это сама железная дорога. А точнее набор рельс. поезд. вагоны и система питания для него, или просто готовый стартовый набор моделей железных дорог.

Чтобы знать, к чему вы движетесь, нужно иметь перед глазами цель. Сделайте на бумаге примерный набросок где что должно находиться, и каким будет общий вид вашего макета. Побродите по интернету, посмотрите на многочисленные макеты железных дорог и возьмите на заметку то, что вам нравится мосты. переезды, дома, станции. фигурки людей. Можете сделать макет полустанка на Диком Западе, а можете станции в центре современного города. Но обязательно определитесь до того, как приметесь за работу. И сделайте разметку на столе, чтобы не обнаружить вдруг, что колея выходит за границы стола, или что железнодорожный переезд с шлагбаумом будет цепляться за проезжающий поезд.

Наличие горы , с туннелем. через который будет проезжать поезд, будет украшением макета. Для создания небольшой горы вам понадобится монтажная пена, фанера, нож, алебастр и наждачка.

Сначала продумайте и, по возможности, нарисуйте набросок будущей горы. Затем сбейте над рельсами небольшой короб из фанеры или другого подходящего материала. Убедитесь, что размер короба позволит свободно проезжать по тоннелю вашему поезду. Затем начинайте наносить пену вокруг короба, с паузами по полтора-два часа, чтобы дать слоям засохнуть и не проседать под своим весом. После того, как нанесете пену нужного объема, оставьте ее сохнуть на сутки, не меньше.

Через сутки берите в руки нож (удобнее канцелярский), и начинайте ковырять гору срезайте лишние куски, придавая ей намеченную вами форму. Вырезайте ложбинки, расщелины, постарайтесь придать ей максимальную натуралистичность.


Затем вам понадобится алебастр. Разведите его с водой, и тонким слоем до 3 мм покройте всю гору. Он быстро сохнет, так что разводите его небольшими порциями. Затем вновь подождите несколько часов, пока все застынет феном при этом лучше не пользоваться.

Теперь нужно закрасить гору серым цветом. Для этого купите в любом автомагазине баллон грунтовки, под цвет серого камня, и можете красить вашу гору. Только испытайте сначала краску на чем-то другом, чтобы удостовериться, что ее цвет точно вам подходит.

Далее воспользуйтесь наждачкой и позатирайте местами гору, чтобы снять кое-где слои грунтовки. Это придаст горе большей натуралистичности, чтобы она была не однородного цвета, а оттенка от светлого до темно-серого. Можно повторить покраску и шлифовку несколько раз, пока у вас не получится то, что вас устроит. Можете также покрасить отдельные кусочки горы белым или черным цветом, для большей правдоподобности.

Напоследок возьмите зеленую краску и подкрасьте кусочки горы еще и в цвет зелени так она будет еще натуралистичнее. Только краска должна быть правдоподобного, мхового цвета.

Ваша гора (или горка) готова. Поздравляю, вы уже проделали немалый кусок работы. На очереди остальные детали рельефа.

Тут уже все упирается в вашу фантазию, размер свободного пространства и подходящие детали, которые у вас есть. Заполните незанятую поверхность стола например, муляжом травяного покрытия. который продается в магазинах. Игрушечные дома, фигурки людей. транспорт. железнодорожный переезд. вокзал со станцией. мостик. уличные фонари и деревья вот все те детали, которые украсят ваш макет.

Вы можете сделать макет на большом столе, со множеством деталей, рельефной местностью, дистанционным переключением стрелок и настоящим городком в миниатюре.

Какой бы вариант вы не выбрали, сделанная вами модель будет украшением любого дома и интересна любой компании как детской, так и взрослой.

(Статья была взята с портала nadomu.com )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *